Деловой завтракТЕМА НОМЕРА

Деловой завтрак с архитекторами

В этот раз гостями делового завтрака, организованного главным редактором журнала «Арт Дом» Мариной Блиновой, стали ведущие архитекторы Калининграда и области. Они обсудили развитие отрасли, её особенности и перспективы. А в начале встречи заместитель генерального директора компании «Баукерамик» Мария Чиликина в качестве приглашённого гостя рассказала о новых отделочных материалах.

Рецепт от шеф-повара ресторана «DA» Александра Маслова:

Нежнейший форшмак

Ингредиенты:

•Лосось, закопчённый до полуготовности
на ольховых опилках
•Балтийская сельдь слабосолёная
•Зелёное яблоко
•Красный лук

Способ приготовления:

Ингредиенты нарезаем мелкими кубиками.
Взбиваем яичный белок.
Бланшируем петрушку, смешиваем
в блендере с оливковым маслом
и даём маслу стечь (не отжимая).
Смешиваем всё вместе и убираем в холодильник на некоторое время, чтобы вкусы смешались.
Подаём на чипсах из бородинского хлеба.

Мария Чиликина: Добрый день, коллеги! Возможно, вы уже знакомы с нашей продукцией, так как компания «Баукерамик» работает на рынке Калининградской области 17 лет. Мы поставляли отделочные материалы для самых известных зданий и общественных пространств города, в том числе и на объекты ЧМ-2018. Принимали участие в создании первой очереди «Рыбной деревни», благоустройстве Верхнего озера, набережной Карбышева. Наши материалы вы можете увидеть на домах вдоль Ленинского проспекта, Южном вокзале, стадионе и территории нового отеля Mercure. Помимо городских объектов мы занимаемся частными поставками. Кроме того, можем проконсультировать по работе с материалами, при необходимости порекомендовать бригаду. Мы всегда готовы сотрудничать с архитекторами, знакомить с новыми технологиями, которые только появляются у нас в регионе. Например, недавно ездили в Германию на завод, который занимается клинкерным облицовочным кирпичом, плиткой и тротуарной брусчаткой. Даже будучи знакомой с этими материалами, я была поражена, когда увидела весь технологический процесс, эти огромные склады. Я получила ответы на все свои вопросы, и сейчас мы с партнёрами планируем организовать подобную поездку для архитекторов Калининграда.

Игорь Ли: Это было бы очень интересно, потому что с каждым годом появляется всё больше прогрессивных, инновационных материалов. И архитектор должен в них разбираться. Конечно, многое зависит от возможностей заказчика, но в любом случае хочется, чтобы материал был качественный, экологичный и не терял внешнего вида со временем.

Александр Кубасов: В этом году мы также принимали участие в подобном семинаре.

Наглядно познакомились с процессом изготовления клинкера – начиная с заготовки глин, прессовки и заканчивая обжигом в печи. К компании «Баукерамик» будет пожелание предоставить рекомендации по сопутствующим материалам. Потому что некачественный клей может сильно повлиять на технологию монтажа, а значит, и на долговечность фасада. Это дискредитирует материал, хотя причина не в нём, а в несоблюдении технологического процесса.

Мария Чиликина: Конечно, мы всегда готовы предоставить необходимые консультации!

Марина Блинова: Мария, спасибо за подробную презентацию! Думаю, наших архитекторов заинтересовало Ваше предложение. Хочу передать им слово, и начнём с Игоря Александровича Ли, бывшего главного архитектора администрации Светлогорского городского округа, а после и Калининграда. Игорь Александрович, как часто Вы применяете инновационные материалы в своих проектах?

Игорь Ли: Дело в том, что по нашему Градостроительному кодексу, решение о том, какие материалы применять, и как в итоге будет выглядеть дом, принимают застройщики. А они чаще всего стремятся к максимальной прибыли при снижении себестоимости строительства. Поэтому не всегда получается использовать те материалы, которые хотелось бы. В противовес приведу пример немецкого побратима Калининграда – города Киля. Там по инициативе властей города главный архитектор разработал концепцию застройки большого района. Были определены основные параметры каждого участка и здания. Дальше город выставляет определённый участок на аукцион, застройщик его приобретает. При этом он обязан заказать проект архитектору. Есть два варианта: выбрать архитектора с международным статусом, в этом случае будет реализовано то, что он спроектирует. Либо отдать заказ трём местным аккредитованным архитекторам, и получить три проекта. Как правило, все идут именно по этому пути, не только из чувства патриотизма, а потому что это даёт больший выбор. Проекты выставляются в мэрии, публикуются в местной печати, обсуждаются местным советом архитекторов, жителями города. По итогам обсуждения выбор делает бургомистр, при этом он рискует своей политической карьерой, и застройщик обязан построить именно то, что спроектировано. Хотелось бы, чтобы у нас было так же.

Пётр Черненко: Я думаю, что такое принятие градостроительных решений – это часть очень большой системы, внутри которой заключена, в том числе, и квалификация проектировщика. То есть в Германии не каждый, кто хочет стать архитектором, будет признан им. Там даже, чтобы стать каменщиком, человек должен учиться до трёх с половиной лет, потом в течение года поработать помощником действующего каменщика, и только потом получит аттестат.

Марина Блинова: Пётр Валерьевич, в октябре Вы были избраны руководителем Калининградского отделения Союза архитекторов России. Мы поздравляем Вас с назначением! Расскажите, какие цели Вы ставите перед собой на этой должности?

Пётр Черненко: В этом качестве для меня одна из основных задач – повышение роли Союза архитекторов в отношениях с органами власти и с обществом, в частности. Чтобы союз был ближе если не к принятию градостроительных решений, то хотя бы к их квалифицированной оценке. Плюс – омоложение состава Союза, потому что это тоже может оказать влияние на его деятельность.

Мрина Блинова: Как раз я хотела передать слово самым молодым участникам нашей встречи – Алёне Башиной и Эдуарду Рыленко. Они работают в тандеме и представляют архитектурную мастерскую «АРХПРОЕКТГРУПП». Расскажите о ваших проектах, какие новые идеи вы стремитесь воплотить?

Эдуард Рыленко: Сейчас мы воплощаем в жизнь проект жилого комплекса на ул. Лейтенанта Катина. Его площадь порядка 100 000 кв. метров, будет несколько очередей строительства. В этом комплексе мы стремимся применять новые прогрессивные идеи, чтобы улучшить качество жизни горожан. Например, мы спроектировали безопасный «двор без машин», где свободно могут играть дети. Открытый паркинг разместился по внешнему периметру. При этом комплекс многофункционален. Проект включает в себя несколько зон: коммерческую (магазины и офисы) и спортивную (фитнес-центр, ядро с современными спортивными площадками и сеть велодорожек), зону отдыха и прогулок (парк в центре квартала и пешеходный бульвар). В этом комплексе есть всё для комфортной жизни. Причём добиться этого можно не за счёт увеличения бюджета, а с помощью принятия грамотных архитектурных решений.

Алёна Башина: Мы хотели доказать, что жильё комфорт-класса может быть доступно для обычного человека. Стремились создать новую городскую среду. Мы буквально живём этим проектом и обращаем внимание на каждую мелочь. Чтобы повысить привлекательность квартир на первых этажах, которые традиционно не пользуются популярностью, мы спроектировали индивидуальные террасы. Теперь человек может создать свой маленький сад.

Игорь Ли: Действительно, у нас первые и последние этажи считаются неудачными, в то время как в Европе они, наоборот, стоят дороже. Потому что на первом этаже человек дополнительно получает небольшой участок земли, а на последнем – часто организуют плоские зелёные крыши.

Пётр Черненко: Эта нелюбовь, по-моему, заложена генетически. Потому что у нас первый этаж – это разбитое окно, а последний – текущая крыша. Но, по-видимому, сейчас, ситуация меняется.

Алёна Башина: Помимо архитектуры мы также занимаемся дизайном интерьеров, стараемся быть универсальными. Из последних общественных проектов мы принимали участие в реализации архитектурной концепции и интерьера нового здания клиники «Геном», а также предложили своё видение внутреннего оформления здания Биржи (ДКМ), в команде с архитектором Виталием Русаковичем. И мы очень благодарны нашей фирме за то, что нам доверяют такие проекты, и позволяют реализоваться молодым архитекторам.

Марина Блинова: Пришло время представить ещё одного нашего гостя – архитектора мастерской «4+» Александра Кубасова. Александр, расскажите о Вашей деятельности.

Александр Кубасов: Девяносто процентов от общего объёма наших заказов занимает жильё. Мы одни из первых начали осваивать территорию на улице Артиллерийской. Проектируем здания в Калининграде, Московской области, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге. Наша мастерская занимается полным циклом проектных работ: от разработки концепции застройки до согласования проектной документации и авторского надзора. Мы участвовали в архитектурных конкурсах на разработку территории у ручья «Паркового», Рыбной деревни. Занимались разработкой концепции освоения прибрежных территорий в Калининграде «Ватерфронт». В этом проекте постарались переосмыслить территории городских набережных от двухъярусного моста до Кафедрального собора и Рыбной деревни.
В Калининграде существует огромный потенциал, который мы стремимся раскрыть, чтобы повысить привлекательность города для его жителей и гостей.

Марина Блинова: Кстати, о потенциале: что бы Вы хотели привнести в архитектуру города?

Александр Кубасов: Я бы хотел, чтобы в Калининграде на постоянной основе осуществлялась практика проведения архитектурных конкурсов на особо важные и значимые городские территории. Здесь можно отметить положительный опыт деятельности бюро «Сердце города», в рамках которого было проведено два конкурса и намечены направления для дальнейшего развития города. К сожалению, они пока не нашли воплощения.

Алёна Башина: С моей точки зрения, необходимо, чтобы у архитекторов было больше возможности высказаться. Если взять Ленинский проспект, я не видела эскизного проекта. Хотя это центр города, и профессиональные архитекторы могли бы принять участие в его обсуждении.

Игорь Ли: Когда меня спрашивают о Ленинском проспекте, я говорю, что это красиво, но смешно. Почему? Потому что карета Людовика XIV – красиво, да, но если её «надеть» на старые «Жигули» и поехать, будет смешно. А Калининграду хотелось бы вернуть европейский масштаб, который был когда-то в Кёнигсберге. С нарезкой улиц и высотностью домов, какими они были до бомбардировки 1944 года. Посмотрите на опыт Польши. Там строятся ультрасовременные здания, не противоречащие исторической застройке. А у нас – очень много старых зданий лежат в руинах, а мы пропагандируем псевдоисторизм. И потом, обыватели, глядя на Ленинский проспект, скажут: как хорошо немцы раньше строили! Александр упомянул «Ватерфронт». В любом европейском городе на воде – самые «открыточные» виды именно с воды. У нас вид со стороны Преголи, скажем так, не очень, но это направление нужно развивать.

Алёна Башина: Мы тоже поднимали похожую тему, когда разрабатывали интерьер для Биржи, куда сейчас переехала Художественная галерея. Это историческое здание, оно удачно расположено и уже является центром притяжения. Зачем строить новое? Восстановите это, сделайте его так, чтобы все ахнули!

Марина Блинова: Какие позитивные моменты вы можете отметить в развитии архитектуры города? Мне, к примеру, очень нравится новый сквер с музыкальным фонтаном, который создан у здания ДКМ.

Эдуард Рыленко: Мне тоже, и «АРХПРОЕКТГРУПП» принимала в его проектировании непосредственное участие. Действительно, сквер стал новым местом притяжения. Каждый вечер, когда работают фонтаны, там собирается масса людей, играют дети. Это хороший пример. Осталось только отремонтировать фасады ближайших домов и решить вопрос с Биржей.

Алена Башина: Хорошие объекты появляются, но точечно. Например, гостиничный комплекс «Ластадие» – красивые объёмы, место, где хочется прогуляться. Конечно, если бы был более комплексный проект, было бы замечательно. И кстати, большое достижение в том, что из центра города убрали незаконную рекламу. Раньше это был практически Шанхай-Сити.

Александр Кубасов: Я думаю, что изменения произошли большие, и к лучшему. Начали заниматься благоустройством территории Нижнего озера, появились хорошие набережные, улицу Баранова избавили от самостроев.

Игорь Ли: Действительно, я думаю, положительная динамика есть. Главное – нам необходима полноценная градостроительная политика. Чтобы наблюдалась преемственность и последовательность решений. И эти решения принимались на уровне законодательных актов. Потому что сейчас, по сути, есть самый главный документ – Генеральный план, где, образно говоря, написано: «всем счастья». А как его достичь, не прописано, строгих регламентов для застройщиков нет.

Пётр Черненко: Архитектура – это, прежде всего, форма, принятие правильных объёмных решений. Форма не стоит денег, а чтобы застройщики придерживались проектных решений и регламентов, мы над этим работаем. Принимаем участие в деятельности по совершенствованию градостроительного законодательства – федерального и регионального.

Марина Блинова: Что ж, я рада, что наша беседа завершается на позитивной ноте! Благодарю вас за участие, желаю новых интересных проектов, и чтобы к вашему профессиональному мнению всегда прислушивались!

Участники делового завтрака:

Марина Блинова
Мария Чиликина
Александр Кубасов
Пётр Черненко
Эдуард Рыленко
Алёна Башина
Игорь Ли

Artdom Magazine

Автор журнала Арт Дом. artdom-magazine.ru

Добавить комментарий

Похожие статьи

Back to top button