АРТ-ПРОСТРАНСТВО

Заблудившийся в Гофмане

В начале карьеры его рисунками интересовались только психиатры, теперь по его эскизам работают ювелирные дома и льют императорский фарфор.

Михаил Шемякин —
американский и российский художник, скульптор

Его восприятие мира удивительно. Образы парадоксальны и тревожны. А отношение к официальному искусству настолько вопиюще, что в молодости Михаила Шемякина сначала выгнали из художественной школы при Институте живописи им. И. Е. Репина Ленинградской академии художеств, а через 10 лет предложили уехать из СССР под угрозой уголовного преследования. В 1971 году с трапа эмигрантского самолёта в Париже сошёл состоявшийся художник с солидным творческим багажом за плечами, пакетом вещей в руках, женой и семилетней дочкой. Ему было 28 лет.

Через пять лет пришёл международный успех, с тех пор Шемякин популярен не только среди знатоков живописи, но и у широкой публики. Художник, скульптор, декоратор, режиссёр массовых зрелищ, мистик, писатель, звезда современного искусства… Его интерьерная коллекция статуэток «Карнавалы» исправно раскупается уже много лет. Но настоящим хитом стали образы личной шемякинской гофманианы. Впервые он сделал декорации к балету «Щелкунчик» в 2001 году для Мариинского театра, затем последовал «Волшебный орех», а Литовский национальный театр заказал «Коппелию». Три спектакля решены в единой манере, за ними один и тот же фантасмагорический мир Гофмана. Декорации и костюмы получились настолько настоящими, что уже 20 лет живут собственной жизнью, путешествуя по выставкам. В 2020 году в России начались продажи новой коллекции Императорского фарфорового завода, в которую вошли 12 статуэток по шемякинским эскизам к «Щелкунчику».


Екатерина Илюшкина, искусствовед, историк архитектуры

Михаил Шемякин и «Гофманиада» (2018)

В калининградской арт-жизни этот декабрь проходит под знаком Гофмана: «Союзмульт-фильм» передал в дар Калининградскому музею изобразительных искусств декорации масштабного проекта «Гофманиана» и кукол Михаила Шемякина. Модели домов из произведений писателя можно увидеть на выставке «Город Гофмана. Тайны двух миров».

В 2000-е годы Михаил Шемякин был активно вовлечён в работу над проектом режиссёра Станислава Соколова. Именно кукол в первую очередь и создал для «Гофманиады» Михаил Шемякин, и его почерк здесь считывается без труда. Он, как ни один другой художник современности, сумел прочувствовать Гофмана, понять его фантасмагоричный мир, в котором стирается грань между реальностью и вымыслом, и воплощать его так, что в каждом его проекте присутствует незримый метафизический образ самого Гофмана.

Производство мультфильма «Гофманиада» заняло 17 лет, Шемякин покинул проект после 14 лет работы и отозвал своё авторство как главного художника картины, однако его куклы в проекте остались и стали частью экспозиции Музея изобразительных искусств.


Елена Пиганова, дизайнер

Пабло Руис-и-Пикассо, художник (1881-1973 гг.)

Пабло Пикассо — гений, великолепный во всех жанрах, оказавший мощное влияние на ранний русский авангард. Творивший, когда закончился XIX век с его канонами и начался XX, искорёженный, разорванный войнами, революционный, глашатаем которого и стал Пикассо.

В Россию его полотна привёз Сергей Щукин, московский купец, благотворитель, коллекционер. Давид Бурлюк сказал: «Вот оно, новое!» Щукин: «Я чувствую, что жую стекло, когда смотрю на его картину» — и выделил Пикассо отдельный зал, поскольку его картины не могли соседствовать ни с какими другими.

И вот два портрета. Два подхода к живописи. Портрет Гертруды Стайн, на который понадобилось 80 сеансов, начатый в мягкой реалистичной манере, но завершённый по памяти в протокубическом стиле, после которого и начался кубизм Пикассо.

Портрет Ольги Хохловой. Русской балерины, музы, первой (и единственной законной) жены. Пикассо увидел в ней идеал античной классической красоты, забыл об изобретённом им живописном методе, вернулся в XIX век и пишет её портрет в стиле неоклассицизма.

Artdom Magazine

Автор журнала Арт Дом. artdom-magazine.ru

Добавить комментарий

Похожие статьи

Back to top button