Персона

Александр Башин: «КАЛИНИНГРАДУ НУЖЕН СФОРМИРОВАННЫЙ ЦЕНТР»

Александр Башин – личность яркая и нетривиальная. Он приехал в регион со своим особым видением, новым подходом к проектированию и строительству зданий. Занимал посты главного архитектора Калининграда и Светлогорска. Создал более четырёх сотен объектов, многие из которых стали символами этих городов. Мы побеседовали о том, как ему удаётся сочетать творчество, бизнес и взаимодействие с госструктурами.

Александр Владимирович, приехав в Калининград в 1991 году после обучения в Казани, Вы отметили особый стиль в архитектуре города?

Первое впечатление о Калининграде – город показался мне «пустым». Центр частично был застроен «хрущёвками», но оставалось ещё много заброшенных территорий. Я тогда был начинающим архитектором и пришёл работать в проектный институт «Калининградгражданпроект». Там уже сложился коллектив архитекторов, у которых я много чему научился: Евгений Попов, Юрий Ваганов, Вадим Еремеев. Эпоха панельного строительства заканчивалась, появлялись индивидуальные проекты. Начинал я в инженерной группе у Натальи Владимировны Белогородцевой. Постепенно стал искать собственный подход, но это было сложно, потому что все мы были в государственной системе.

Когда же появилась возможность самовыражения?

Этот момент наступил через 10-12 лет, когда удалось создать свою мастерскую. Начинал с частной застройки. Рынок тогда был не сильно развит и не заполнен. На двоих с Сергеем Чечиным, мы приобрели компьютер, научились работать в специализированной программе «AutoCAD» и первыми в Калининграде стали применять её при проектировании, разрабатывать визуализации. Это произвело впечатление на заказчиков, плюс – наша застройка всегда носила особый характер. Благодаря этому мы стали вполне конкурентными и востребованными на рынке архитектурных услуг.

Чем отличался Ваш стиль?

Я стажировался в Высшей школе архитектуры Веймара и привёз оттуда множество фото и слайдов. Начал применять аналогичные принципы в своих проектах. И это «немецкое» направление оказалось очень востребованным в бывшем Кёнигсберге. Потом появилась возможность посещать и другие страны. Я много где побывал в Европе, неоднократно был в Гонконге, в крупных городах Китая, Австралии и Малой Азии. Потому что, когда ты изучаешь архитектуру не по книгам, а на живых примерах – это сильно влияет на восприятие архитектуры и творческое развитие.

Сейчас у Вас завершены сотни проектов по всему региону, можете ли Вы примерно подсчитать их количество? Какой был самым первым?

Трудно сказать, думаю, что более 400. Самыми первыми стали проекты для Бориса Нухимовича Бартфельда – гостевой дом «Альбертина» на ул. Демьяна Бедного в Калининграде и «Дом Сказочника» в Светлогорске. Я благодарен ему за предоставленную возможность.

Иногда Вас называют «придворным архитектором» или «архитектором для элиты». Как Вы относитесь к такой критике?

Сейчас спокойно, раньше немного переживал. Вообще, к критике нужно прислушиваться. Но я больше воспринимаю её не в отношении личностных характеристик, а результатов моего труда. Если есть объекты, которые вызывают сомнения, на это стоит обратить внимание и в дальнейшем вносить корректировки в работу. Остальное – просто эмоции.
Что касается «элиты», архитектура – это искусство фараонов. Не обладая финансовым, политическим ресурсами реализовать крупный интересный объект невозможно, так происходит во всех странах мира. У меня много друзей-архитекторов в Европе. И они тоже в своём государстве находятся в атмосфере взаимоотношений между властью, бизнесом и творчеством…

Как изменился Калининград, за последние 20 лет, и какие перспективы Вы видите для него?

В городе был и сейчас остался большой фронт работ по формированию его центральной части. Когда я уже занимал пост главного архитектора, у нас были планы по его застройке, восстановлению Королевского замка. Мы их активно продвигали, представляли проект на архитектурной выставке MIPIM в Каннах, искали инвесторов. Я собрал первый международный семинар, чтобы сформировать градостроительную политику развития этой территории. При мне был создан проект «Сердце Города», который возглавлял Александр Попадин, наш известный культуролог. Проведены два международных конкурса на градостроительную концепцию застройки центральной части и объёмно-планировочного решения Королевского Замка. Сейчас всё приостановилось, но я надеюсь, что правительство области, выкупив Дом Советов, начнёт активно заниматься этой наиважнейшей задачей – формированием центра Калининграда – западной «витрины» России.

Что Вы думаете о проекте застройки острова Октябрьский?

К сожалению, городу избежать болезни глобализма не удалось. «Остров Октябрьский» – это крупный объект площадью 200 гектаров, для которого определены пока только якорные проекты. До конца не решена концепция застройки всего острова, и при этом заброшен проект центра города.
Я считаю, нужно определиться с приоритетами, что важнее для горожан и туристов . В моём понимании, сперва необходимо реализовывать очевидные инфраструктурные и транспортные проекты, которые требуются для развития центральной части города. Нужно восстановить все мосты, которые были в Кёнигсберге, и построить новые, которые сейчас необходимы. И именно мосты, а не эстакады. Благоустроить набережные. Необходимо соединить с помощью той же инфраструктуры территорию Нижнего, Верхнего озера и острова Канта сквозным велосипедным и пешеходным движением. Подумать и провести социальный опрос: что хотят видеть горожане на территории Дома Советов? Какую функцию, размер зданий, какой должна быть архитектура центра города? Кроме этого, до проектирования, необходимо иметь актуальный экономический, консалтинговый отчёт о потребности рынка коммерческой недвижимости и государственных нужд. То есть нужен продуманный, комплексный подход, раскрывающий весь градостроительный потенциал территории.


Ваша дочь Алёна также выбрала направление архитектуры и дизайна интерьеров. Какова степень Вашего участия в её проектах, и какими из них Вы особенно гордитесь?

Она весьма самостоятельный человек, и у неё очень интересные проекты. Недавно вместе с мужем они завершили проектирование большого жилого комплекса в неоклассическом стиле на улице Катина в Калининграде. Идёт работа над объектом на уллице Балтийской в Светлогорске. Но наиболее активно она занимается дизайном интерьеров. Есть объекты в Санкт-Петербурге, у нас в «Резиденции Королей» она ведёт новый проект. В целом, я рад, что она самостоятельно выбрала это направление, и оно ей нравится.

Работаете ли Вы сейчас над проектами лично или больше выполняете функцию руководителя и куратора в архитектурном бюро?

По-разному. Над некоторыми объектами я работаю сам, иногда выступаю в роли консультанта, но не один проект не обходится без моего участия. Сейчас мне интересно заниматься их реализацией. В этом случае я выступаю как архитектор и инвестор, поэтому несу полную ответственность и за проект, и за строительство. Сейчас наша компания с привлечением инвестора строит лифтовой подъёмник в Светлогорске. Большое спасибо губернатору Антону Андреевичу Алиханову за оказанное доверие. Надеемся, что получится интересный объект, который станет локомотивом развития застройки вдоль нового променада, автором которого, совместно с коллегами по фирме, является ваш покорный слуга.
Для того, чтобы реализовать проект променада, ушло семь лет, и то что он завершён – большой успех правительства Калининградской области, города Светлогорска и заслуга компании «ГЕОИЗОЛ», которая, несмотря на все экономические кризисы, погодные условия и шторма, воплотила этот грандиозный проект в жизнь. Очень много претензий у горожан по поводу отсутствия пляжа в Светлогорске. Я считаю это проблема №1, сдерживающая его развитие. Для того, чтобы он стал конкурентным городом на всём Прибалтийском побережье, не хватает как минимум ещё трёх инфраструктурных объектов: пирса, яхтенной марины и пешеходной улицы.

Вы теперь больше уделяете внимание Светлогорску?
Да, потому что в Калининграде, слишком много столкновений: политических, экономических. Энергия жизни тратится впустую, на разговоры, убеждение коллег, вместо того, чтобы создавать интересные проекты. Светлогорск в этом смысле «потише», но с точки зрения перспектив, он не менее интересен. Мне удалось инициировать и реализовать театр эстрады «Опера ветра», фундамент которого заложил Георгий Валентинович Боос. Светлогорск – это курортный город, небольшого масштаба, поэтому экономический и градостроительный эффект от вложенных инвестиций здесь более ощутим, чем в Калининграде. И мне интересно создавать комфортную среду вокруг себя, моих друзей, горожан, чтобы всем было приятно находиться в этом сказочном городе с интересной историей, которая всё ещё не перестаёт удивлять нас…

Artdom Magazine

Автор журнала Арт Дом. artdom-magazine.ru

Добавить комментарий

Похожие статьи

Читайте также
Close
Back to top button